Ковка считается очень древней технологией, о ней известно еще со времен Древнего Египта (3-4 тыс. до н. э.). Это только кажется, что кованые лестницы стали производить совсем недавно, хотя, на самом деле, о процессе холодного способа обработки металла было известно много веков назад. Современный способ ковки предполагает нагревание металла, поскольку его дальнейшая обработка после этого становится проще, железо становится намного эластичнее и податливей.
Путем ковки стали производить огромное количество кованного оружия, инструментов, мебели, украшений и т. д. Процесс ковки не зря считался сложным в физическом отношении. Раньше вся работа осуществлялась вручную, поскольку еще не было необходимой техники (станков, инструментов и т. д.). Именно поэтому функции кузнеца мог выполнять только крепко сложенный, физически здоровый мужчина. Кузнец – чисто мужская профессия. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, для того чтобы придать требуемую форму металлу, нужно было много раз стукнуть по нему молотом или кувалдой, а весили они не так уж и мало. Во-вторых, кузнец работал на ногах, выстаивая по многу часов возле горна, регулируя в нем огонь. До сих пор слово «кузнец» ассоциируется у нас с сильным румяным от постоянного огня человеком.
Кузница строилась на окраине села, это было обусловлено опасностью возникновения пожара в виду постоянно пылающего огня в горне. Кузнеца часто наделяли мифическими возможностями, считали их сверхлюдьми, небожителями. Это понятно, ведь огонь всегда пугал человека, он знал об его разрушительных способностях и объективно опасался. Деревенские люди считали, что, сотрудничая с огнем, кузнец мог делать нечеловеческие вещи, например, лечить болезни, привораживать, колдовать и т. д. Часто кузнец становился сказочным героем, выступая в роли богатыря – спасителя мира. Он мог выковать меч-кладенец, который мог одним ударом уложить целую вражескую рать или подковать чудо-коня и т. д.
Вопрос о божественности кузнеца вставал еще в эпоху античности. Древние эллины считали, что кузнец является прямым потомком Бога Огня – Гефеста, у Древних римлян прототипом Гефеста выступал Вулкан. Кстати, когда происходило извержение вулкана, то считалось, что это Гефест или Вулкан кует железо в своей божественной кузнице. Кузнец-Бог считался положительным героем, поскольку в отличие от других богов он делал добро людям, изготавливая элементы декора – кованые лестницы, решетки на окна, ворота и т. д., предметы быта и инструменты для обработки земли.
Итак, холодный металл способен стать горячим. Это связано не только со спецификой его производства. Металл способен хранить тепло рук мастера, отражать его настроение, душевную теплоту и в целом божественный огонь древнего искусства художественной ковки.
Кованые лестницы
Отдельно следует сказать о кованой лестнице, поскольку именно этот элемент интерьера считается доминантным при оформлении домашнего декора. Как говорится, театр начинается с вешалки, а жилище человека – с кованой лестницы. Она может о многом рассказать – о ее владельце, его вкусе, возможностях, уровне доходов и т. д. Хорошая лестница, в первую очередь, должна быть удобной, у нее должны быть прочные ступени, широкие поручни.
Современная кованая лестница преследует две цели (практического и эстетического) характера. Во-первых, ее изготавливают в соответствии со строительными нормами и правилами, ведь кованая лестница в доме является соединительным межэтажным элементом, по ней передвигаются люди и их перемещение должно быть комфортным. Во-вторых, она должна украшать интерьер, вписываться в дизайн, должна быть центральным стилевым решением.
В кованой лестнице нет мелочей, в ней все главное. Общий вид сооружения зависит от ее составных частей – стоек, каркаса, заполнений. Конечно, основной функцией кованой лестницы является обеспечение безопасности поднимающихся и спускающихся людей, хотя, настоящего мастера чисто практическая составляющая не остановит, он попытается сделать обычную кованую лестницу настоящим произведением искусства. Действительно, металл может стать уникальным материалом в создании ажурных орнаментов, замысловатых узоров и другие креативные замыслы.
Часто можно услышать мысль о том, что кованые изделия целесообразны только для классических интерьеров. Как будто от железных изделий веет холодом средневековых сооружений. Однако в настоящее время ковка может отлично вписаться в самые разнообразные интерьеры, начиная от ампир, барокко и ренессанса, заканчивая модерном и хай-тек. Общим является то, что кованая продукция способна внести в любой интерьер элемент роскоши и величия, сделать жилище человека по-настоящему красивым.