Замена или дополнение обоев тканью, декорирование ею стен — чрезвычайно модная тенденция, хотя эту идею нельзя назвать новой: стоит только вспомнить о старинных гобеленах и прекрасных интерьерах, в которых стены отделаны штофами или жаккардом. Текстиль вообще — один из важнейших элементов всего дизайна помещения, он добавляет убранству характер, колорит, помогает с лёгкостью расставить акценты. А ткани на стенах, при грамотном их использовании, могут корректировать визуальное восприятие помещения: его размеры и пропорции.
Выбирая настенные ткани, обращайте внимание не только на их утилитарную функциональности или привлекательности фактуры и расцветки каждой ткани, но и на то, как они сочетаются между собой и с остальными элементами будущего интерьера, ведь красота в стремлении к абсолютной гармонии. Ткани без рисунка, одноцветные или однотонные сочетать проще, чем пёстрые, кроме того, фактура и выработка таких тканей больше привлекает к себе внимание. Но нельзя, акцентируясь на одном помещении, забывать об остальных — ведь вся квартира составляет единое пространство, так что непременно нужно учитывать стиль и дизайн других помещений, особо внимание обращая именно на ткани, использованные там. Чтобы зрительно увеличить маленькую квартирку, используйте разные оттенки ткани с одинаковым рисунком и фактурой — в этом случае помещения объединятся, плавно и гармонично «перетекая» из одного в другое.
Следует правильно выбирать настенную ткань: конечно, можно взять любую понравившуюся, но одни ткани подходят больше, а другие намного меньше. Тонкие ткани, такие, как шифон или шёлк, имеющие свойство «ползти» чуть что, крайне трудно будет натянуть достаточно плотно. Для декорации стен хорошо подходят достаточно плотные и прочные и при этом эластичные ткани. Например, стопроцентный хлопок хорошей выделки, смеси хлопка с различными материалами: льном (часть такая ткань имеет очень красивую фактуру), шерстью, вискозой (такая ткань будет выглядеть «благороднее», нежели чистый хлопок, гладкостью и блеском напоминая шёлк), полиэстеровой нитью. Отличным решением станет мебельная ткань: во-первых, она рассчитана на достаточно сильное натяжение, а, во-вторых, её подвергают специальной обработке, такая ткань не боится влаги и меньше подвержена загрязнениям, чем обычная.
Следует помнить, что, кроме основной ткани потребуется ткань-подклад, которая будет располагаться по основной. Для этого подойдёт любая достаточно прочная синтетическая или хлопковая ткань. Не забудьте учесть цвет ткани при выборе — чёрный подклад под белой тканью может всё испортить.
Ткань выбрана, и следующий этап — крепление полотна к стене. Есть три способа прикрепить ткань: её можно натянуть на рамы, которые потом крепятся к стене; либо сперва прикрепить основание для ткани к стене, а потом уже натягивать на него ткань; или же крепить ткань непосредственно на стену. Рассмотрим по порядку каждый из методов.
1. Рамы, с натянутой на них тканью, крепятся к стене. Это самый простой способ. Сперва нужно сделать деревянные рамы. Обычно рамы делают высотой от пола до потолка комнаты и шириной, равной ширине тканого полотна (с припуском на подгиб). С одной стороны, важно сделать как можно меньше стыков, с другой — чем больше рама, тем сложнее натягивать на неё ткань достаточно туго, чтобы она не провисала. Чем больше рама, тем качественнее и прочнее должна быть ткань.
Рамы из тонких, широких планок должны, как паззл, заполнить все стены комнаты, включая пространство над дверными и оконными проёмами. Стены также нужно подготовить заранее: если они деревянные, то ничего делать не нужно, хотя сейчас это редкость, на стены из других материалов следует набить деревянные рейки соответственно будущему расположению рам.
Сперва крепится ткань-подложка. Она может крепиться как непосредственно к стене, как и на раму, прямо под основную ткань. Причём последний способ предпочтительнее, ведь так ткань не входит в контакт со стеной, а отделена от неё воздушной прослойкой. После того, как ткань-подклад закреплена, приступают к креплению основной, отделочной ткани. При раскрое ткани и сборке рам следует помнить, что, для качественного закрепления ткани необходим достаточный припуск.
Сперва ткань нужно закрепить около двух углов, а только потом натягивать. Верхний и нижний край ткани временно закрепляются степлером или скрепками, натягивать и закреплять его следует в последнюю очередь.
На одном углу ткань закрепляют фиксатором и с небольшим усилием натягивают её ко второму углу и закрепляют с помощью скоб или второго фиксатора.
Далее ткань натягивают на один из длинных краёв рамы, прибивая с обратной стороны мелкими мебельными гвоздиками. После, стараясь, чтобы усилие было равномерным, её натягивают на второй брусок, закрепляя таким же образом.
После этого приступают к натяжению ткани на короткие стороны, аналогично.
Следует оставлять ткань незакреплённой на расстоянии в 5 или больше сантиметров от каждого угла, так как оформление углов должно быть очень аккуратным и производится в самую последнюю очередь, когда полотно уже, по сути, натянуто. Ткань на углу приходится подворачивать, причём делать это нужно наименее заметным образом, обращая рубчик, например, к полу и потолку, а не к стыку — в таком случае между рамами, при качественном креплении, совсем не будет зазора. Помните, что, чем толще и фактурнее ткань, тем тщательнее нужно соблюдать это правило.
Теперь, когда рамы готовы, можно крепить их к стенам или набитым на них рейкам. Крепёж производится с помощью проволочных шпилек. Кроме того, существуют специальные пластмассовые или металлические крепежи, которые позволяют, при необходимости, снять ткань, что значительно облегчает чистку.
Можно крепить ткань и несколько другим способом: к отдельным деревянным брускам с закруглённым краем. Полотно ткани крепят в тыльной стороне брусков при помощи маленьких мебельных гвоздей или двусторонней лейкой ленты. Бруски, с закреплённой на них тканью, крепятся гвоздями к деревянному основанию или рейкам на стене. У этого метода, к сожалению, есть достаточно много минусов. Во-первых, стыки полотнищ выделяются намного сильнее, во-вторых, в тех местах, где ткань примыкает к проёмам или углам (в том числе углам с полом и потолком), требуются дополнительные декоративные раскладки.
2. Ткань крепится на специально сделанное на стене основание. Основание для крепления ткани — деревянные планки, которые крепятся к стене при помощи скоб или гвоздей. Помните, что планки должны быть во всех местах стены, где у ткани будет край — это значит, что не стоит забывать о розетках и выключателях. Также важно крепить их в углах, у потолка и плинтуса. Будьте предельно точны — зазор не должен превышать 1 мм.
Обратите внимание, что при этом способе декорирования стен тканью, натягиваются не отдельные полотна ткани — всё заранее раскраивается и сшивается по размеру стены. При раскройте полотна нужно помнить о том, что вверху и внизу должен оставаться трёхсантиметровый припуск для красивого и аккуратного закрепления ткани, точно такие же припуски нужны для оформления дверного проёма.
Начать, как и в предыдущем методе, следует с подкладочной ткани, изолируя декоративную ткань от стены. Подклад растягивают на всю длину стены, оставляя отступ с каждой стороны по 10 см (лишнюю ткань вдоль планок после закрепления обрезают специальным ножом). Ткань крепится скобами по всему периметру, ко всем планкам: начинать следует с середины, потом прикрепить наверху в центре, потом внизу и, наконец, по углам. Подкладочную ткань не стоит натягивать слишком сильно.
Когда изолирующая поверхность готова, нужно подготовить «плацдарм» для закрепления основной, декоративной ткани. Сперва точно находится и обозначается карандашом или портновским мелом середина каждой стены. После этого определяется середина каждого из полотен — это требуется для того, чтобы ткань была закреплена точно. Определить середину полотнища легко — нужно просто сложить его по центру, соединив все швы. Середину полотна хорошо отмечать портновским мелом — после окончания работы его несложно будет удалить с ткани чистой, едва влажной тряпочкой. Отметку на ткани нужно совместить с отметкой на натнутом уже подкладе, закрепив временно с помощью скрепок. Потом ткань следует развернуть и, аккуратно фиксируя скрепками, сделать первое, предварительное закрепление: таким образом, дойдя до угла, вы будете точно знать, откуда начинать крепить ткань так, чтобы она легла максимально ровно.
Далее снимаем все временные закрепки, кроме тех, которым ткань крепится к угловой планке и аккуратно прикрепляем ткань изнанкой наружу к соседней стене. Это нужно для того, чтобы ткань не сместилась, когда вы будете её натягивать. Теперь заменяем временные крепления к угловой планке на постоянные — мебельными гвоздиками или скобами: здесь ткань крепится через каждые 5-6 сантиметров на планки. Не забывайте, что провисания можно исключить, только если слегка натягивать ткань при закреплении. После этого можно снять ткань с соседней стены и продолжить крепить её: сперва по верху, через каждые 20 см. Таким образом, угловая планка осталась под тканью, а всё полотно достаточно хорошо закреплено сверху. Далее нужно закрепить ткань на всех планках, расположенных на стене и, наконец, снизу. Важно всё время соблюдать правильное натяжения ткани — так она не провиснет и не пойдёт волнами и морщинами. Оставшийся сверху и снизу край в три сантиметра нужен для более качественного и аккуратного закрепления. Возьмите тонкую планку и, обернув её излишком ткани , прижмите к верхнему краю и закрепите при помощи мелких гвоздей. Фиксируйте планку каждые 10-15 сантиметров и следите при этом, чтобы рисунок не смещался. Таким же образом обработайте нижний край и дверные проёмы. Дверной проём может быть изначально выкроен в ткани (если вы уверены в своём портновском искусстве) или вырезан после закрепления ткани. Рассмотрим второй случай. Отступите 3-4 сантиметра от края дверной коробки так, чтобы остался излишек ткани и отрежьте ткань, строго следя за вертикальностью разреза (справиться с этим отлично помогает гайка на нитке). Затем или используйте планку или просто подверните ткань, для жёсткости проложив картоном, и зафиксируйте её скобами или мелкими гвоздиками.
Хотя оформление розеток и выключателей происходит в принципе аналогично, мы всё-таки остановимся и на этом пункте. Во-первых, перед началом работы обесточьте поле деятельности! Ткань в месте расположения розетки просто разрезается ножницами, планки, которые были заранее прибиты по контуру розетки, и внутреннюю сторону разрезанной ткани покройте клеем для ткани. Дайте клею подсохнуть несколько минут (сверьтесь с инструкцией к вашему клею), а потом крепко, но аккуратно прижмите ткань к планкам. Тонким шпателем протолкните края ткани в зазор между планкой и розеткой. Излишки ткани, если таковые будут, отрежьте ножом, когда клей высохнет. Таким же образом ткань закрепляется вокруг вытяжек, выключателей и других некрупных объектов в стрехах, которые следует оставить незакрытыми.
3. Крепление ткани непосредственно к стене. При креплении ткани прямо на стены, следует выкроить полотнище ткани, с вырезанными заранее оконными и дверными проёмами, равное по размеру стене. В зависимости от ткани, возможно, будет необходимо обработать края. При сшивании ткани с орнаментом или рисунком следите за их совмещением.
Ткань следует закреплять сверху, начиная от потолка, туга натягивая её и вбивая гвозди не реже, чем через каждые 25 см. Затем переходят к закреплению полотна снизу. Важно следить за тем, чтобы материал был натянут без морщин, особое внимание уделяя вырезанным местам — оконным и дверным проёмам.
При декорировании стен бархатом или ситцем, полотна можно не сшивать, а просто прибивать их по кромке, фиксируя отдельными кусками: встык или закладывая одну на другую (с двумя или одним рядом гвоздей соответственно).